80 лет качественной работы! Работаем с 1936 года!

РЖД

         Тепловозы экипируют не только топливом, маслами, водой и охлаждающей жидкостью, но и песком. Идея повысить силу тяги локомотива посыпанием рельсов песком возникла очень давно – как только начало развиваться паровозостроение. На подвижном рельсовом составе (локомотиве, трамвае и т.д.) устанавливается песочница – большая емкость, предназначенная для подачи песка под колеса. Основная цель – улучшение сцепления колес с рельсами для увеличения касательной силы тяги и исключения буксования.

    Какой песок подходит?

     Песочница устанавливается между сухопарником и дымовой трубой. Самые лучшие условия сцепления локомотива с рельсами создает однородный по размерам частиц (0,2-0,5 мм) кварцевый песок с наибольшим процентным содержанием кварца в его рабочей массе и с минимальным содержанием вредных, особенно глинистых примесей. Это должен быть однородный материал с наименьшим содержанием вредных примесей и глинистых частиц. На магистральных железных дорогах используют песок повышенного и нормального качества, для промышленного железнодорожного транспорта – нормального. Исходя из этого, для локомотивов должен применяться песок с содержанием кварца не менее 75 % и глинистой составляющей не более 3,0 %

     Влажность не должна быть больше 0,5%, температура нагрева при сушке – не более +350 °С. Для того чтобы добиться таких показателей, перед подачей песок высушивают в печах. Влажностью считают суммарное содержание механически добавленной воды и гигроскопической влаги относительно веса песка. 

     Как работает система
Конструкция песочных систем, как правило, одинаковая. Это песочные бункеры (четыре на одну секцию тепловоза), вместимость которых по 200 кг у каждого, форсунки, песочницы, воздухораспределители, трубопроводы с наконечниками и резиновыми рукавами, электропневматические клапаны. Последние соединены с контактами реверсора, которые в зависимости от направления движения меняют положение.

     Подается песок в форсунки с помощью сжатого воздуха. Оттуда струя песка направляется в зону контакта колес с рельсами. В современных локомотивах песочницы устанавливаются в специально отведенных карманах кузова. Раньше они находились в верхней части котла. Заправка тепловоза песком происходит не в то же самое время, что и заправка смазочными материалами и топливом. 

     Когда можно использовать, а когда нельзя
Подача песка используется в том случае, если поезду необходимо двигаться по крутому подъему, при трогании с места, на путях с закруглениями, во время атмосферных осадков, провоцирующих скольжение колес, иногда при торможении. Для одиночных локомотивов не рекомендуется использовать песок при торможении до полной остановки, поскольку возникает вероятность, что между колесами и рельсами окажется слой песка. Светофор воспримет это как информацию о том, что путь свободен, хотя на самом деле на данном участке будет находиться поезд. 

     Подача песка осуществляется только под первую и четвертую колесную пару по ходу тепловоза. Именно они начинают буксовать первыми при неблагоприятных условиях. Для экономии этого расходного материала очень важно направлять его подачу в место контакта колеса с рельсами. Иногда песок достаточно подавать только под первую пару колес.